13 Δεκεμβρίου 2024

Уход Иакова. Несправедливое отношение Лавана.

†.Мы рассмотрим сейчас, возлюбленные, 31-ю главу книги Бытия.

Как вы помните, Иаков стал очень богат: Бог благоволил к нему и помог ему потому, что с ним несправедливо поступал его тесть Лаван. От него не укрылось, что сыновья Лавана стали роптать на обогащение их зятя Иакова, потому что они завидовали ему: «Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил все богатство сие» (Быт. 31, 1). Эти слова, конечно же, были вызнаны завистью. Просто-напросто Иаков работал, а поскольку он трудился с утра и до ночи, то вполне естественно, что он достиг процветания. Но главная причина его благополучия заключалась не в том, что он много работал, а в том, что у него было благословение Божие, ведь когда человека благословляет Сам Бог, то тогда, как вы понимаете, он может быть очень и очень успешным.

А еще Иаков заметил, что лицо его тестя Лавана было к нему «не таково, как было вчера и третьего дня» (Быт. 31, 5), то есть лицо его было угрюмым и хмурым. Лаван стал плохо относиться к своему зятю. Всем своим видом он выражал неудовольствие и обиду или, как говорится в повседневной речи, злился на него.

И вот в этой атмосфере всеобщего недовольства в доме Лавана, к Иакову приходит Господь и обращается к нему с такими словами: «Возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою» (Быт. 31, 3).

Вы видите, что Бог оставил Иакова в доме Лавана на 20 лет. И когда Он находит удобный случай, чтобы обратиться к нему? Когда в душе Иакова созрело желание вернуться. Видите ли вы, как Бог использует внешние обстоятельства, чтобы вмешаться в жизнь человека? Бог никогда не вмешивается в историю или в жизнь человека грубо и резко, но дает ему возможность действовать самому. Он дожидается, чтобы в душе Иакова окрепло желание возвратиться домой. Этому способствует и не очень приятное окружение, и Бог пользуется этим. Когда окружающие Иакова люди начинают выказывать ему свою неприязнь, Бог вмешивается и говорит Иакову: «Встань и иди».

Но уйти было не так-то просто, потому что он жил в доме не как хозяин, а как человек подневольный, как зять. Поэтому он решил действовать тайно. Однажды он пас овец далеко, в трех днях пути от стад своего тестя Лавана. И вот, находясь там, он тайно позвал своих жен, Лию и Рахиль. А когда они пришли, он сказал: «Я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною» (Быт. 31, 5). То есть, я замечаю, что отношение вашего отца ко мне теперь не такое, как прежде; он отвращает свое лицо и как будто недоволен мною. Мы в таких случаях говорим: «Он обижается и игнорирует меня». Такое нередко бывает и в наших домах.

И он начинает говорить своим женам, что их отец несправедливо обходится с ним, ведь Иаков всегда очень хорошо относился к своему тестю. «Вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему» (Быт. 31, 6), то есть я служил ему не жалея себя, до полного изнеможения. Разве может он быть недоволен мною за это? А кроме того, он еще и несправедливо рассчитался со мной: «Отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло» (Быт. 31, 7). И дальше он поясняет, как все это было.

Помните ли вы, о какой награде идет речь? Что сказал Иаков Лавану? «Когда белые овцы родят пятнистых, черных и темных овец, то они достанутся мне». А еще он должен был получить белых козлят, рожденных темными козами (ср. Быт. 30, 32-33). Лаван согласился на эти условия с радостью, потому что когда белых баранов скрещивают с белыми овцами, вероятность рождения потомства темного цвета крайне низка. Это хорошо известно пастухам и животноводам. Темные от белых рождаются редко. Лаван принял это предложение, потому что оно показалось ему очень выгодным. О чем он должен был сказать своему зятю, если бы действовал по справедливости? «Нет, чадо мое, ты запросил себе слишком мало, это неправильно. Много ли можно получить черных животных от стада, где одни только белые?». Но Лаван не делает этого. И тогда Бог, видя совершающуюся несправедливость, устраивает так, чтобы от белых овец родились темные овцы. Справедливость была восстановлена, и Иаков получил достаточное вознаграждение за свой труд.

При виде этого Лавану стало не по себе. А поскольку овцы рождались два раза в год, он сказал так: «Смотри, в следующем приплоде твоими будут белые овцы». «Хорошо, — отвечает Иаков, — пусть будет так, как ты желаешь, отец». В следующий раз большинство ягнят были белого цвета. Видя это, Лаван снова переменил условия договора и велел зятю взять себе уже темных овец. Вот почему здесь говорится: «И раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло» (Быт. 31, 7). Текст семидесяти толковников не очень понятен, более ясно говорит об этом еврейский текст[1]. Поэтому я и рассказал вам эту историю. При дословном переводе с греческого требуется дополнительное толкование, тогда как в еврейском тексте хорошо показано переиначивание договора, который Лаван заключил со своим зятем Иаковом, и это очень плохой признак, свидетельствующий о его корыстолюбии.

Представьте, что вы вызываете мастера и задаете вопрос: сколько ты возьмешь за ремонт? Он называет вам цену. Вы соглашаетесь и не торгуетесь с ним. Он приходит, принимается за работу и начинает ворчать. Почему? Он хочет получить больше. И работает спустя рукава. Ты спрашиваешь его, что не так? Он отвечает, что оплата слишком мала. Подожди, разве я не спросил у тебя цену заранее? Ты назвал стоимость работы сам, и я не оспаривал ее. Почему же ты теперь недоволен? Это все жадность… Честно говоря, ужасно, когда так происходит. Мы встречаемся с подобными ситуациями не только в семье, но и в отношениях с людьми, с которыми нам приходится иметь дело… Дорогие мои, давайте обратим на это внимание. Если имеется договоренность между людьми, то она должна быть соблюдена. Но бывает и обратная ситуация, когда работа действительно оказывается сложнее, чем можно было представить. Если мы, приступив к работе, увидим, что просчитались, следует обратиться к хозяину и искренне, без лукавства сказать: «Прошу прощения, но я ошибся в расчетах, и в реальности здесь больше работы, чем казалось в начале. Ты видишь это и сам. Прошу тебя по возможности увеличить оплату сверх того, о чем был договор. А я постараюсь выполнить эту работу максимально качественно». И если хозяин увидит, что это действительно так, то он — при условии что он справедлив — даст ответ: «Да я и сам вижу, что работы здесь больше, чем думали», и увеличит оплату. Но если мы имеем дело с человеком неправедным, то он скажет, что не может прибавить, и дело с концом. И тогда мы понесем убытки и будем более внимательны в следующий раз, берясь за другую работу такого же рода. Постараемся впредь избегать нарушения договоренностей, потому что это нехорошо, я уже говорил вам об этом не раз.

Так вот, Иаков жалуется своим женам на тестя. И он говорит: смотрите, я ничем не обидел вашего отца, но работал на совесть, поэтому Бог благоволил ко мне и помог мне.

Кроме того, он говорит своим женам о бывшем ему откровении Божием:

«Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей [и Я буду с тобою]» (Быт. 31, 13).

Что ответили на это жены Иакова? Они высказали справедливую критику против действий отца.

Вы знаете, как бывает в жизни: если твоя жена слышит обвинения в адрес своего отца, она становится похожа на дикого зверя. А теперь представьте себе, что у Иакова было две жены, у которых был один и тот же отец. Что могло бы произойти в таком случае?.. Какое счастье, что Рахиль и Лия в один голос сказали: «Есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего?» (Быт. 31, 14) Нам нечего ждать от отца, и нас больше ничего с ним не связывает. Наш отец воспользовался нами и посчитал нас чужими, как будто мы не его дети. Послушайте, как жалуются женщины: «Не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше» (Быт. 31, 15)… Они согласны с Иаковом. Но давайте рассмотрим этот вопрос немного подробней.

Иаков захотел устроить семейный совет. Он позвал своих жен, чтобы тайно побеседовать с ними; рассказать им о ситуации, сложившейся в доме, и о том, что они должны принять решение покинуть дом своего отца и отправиться в землю Ханаанскую.

Этот семейный совет проводился исключительно между Иаковом и его женами. В нем не участвовали никакие другие лица.

Когда у нас возникает какой-то важный вопрос, собираем ли мы семейный совет? Да, но замечено, что часто на семейный совет приглашают и других родственников. Приглашают двоюродных братьев и сестер, дядей и теть, а иногда, чтобы принять какое-то решение, семья приглашает даже друзей и знакомых. Хороший ли это способ? Дорогие мои, я хочу вам сказать, что этот способ не очень хорош. Потому что каждый будет высказывать свое мнение, и что хуже всего, каждый будет настаивать на том, чтобы поступили по его воле. И тогда возникает конфуз. Небывалая путаница. А страшнее всего то, что, когда мнение одного из тех, кто настаивал на своем в рамках расширенного семейного совета, не принимается во внимание, он выходит обиженным и начинает нас обвинять. Он становится нашим врагом, он не разговаривает с нами и все время возмущается, что мы не прислушались к его мнению. <…>

Но есть и другая сторона медали, на которую необходимо обратить внимание. Обычно решения принимают в узком домашнем кругу. Что имеется в виду под таким «узким кругом»? Самое близкое окружение человека: муж или жена. Если дети уже большие, можно спросить и их мнение тоже. Но иногда встречается следующая ситуация, и, к сожалению, это не редкость. Супруги не имеют единомыслия и они никогда не были близки друг другу душой, с момента заключения брака. А все потому, что жена или муж слишком сильно привязаны к своим родителям. И когда нужно принять важное решение, супруги не обсуждают это между собой, но женщина бежит за советом к отцу или матери, чтобы узнать их мнение, или мужчина спрашивает родных, как ему поступить. И он сделает то, что скажут его отец или мать, а не то, что он решит вместе с женой. А порой он жену и не спросит. На это жалуются многие женщины, и я прошу вас обратить внимание на этот момент, дорогие мои. Женщины часто говорят: мой муж не советуется со мной ни о чем, он идет к своей матери, разговаривает с ней и принимает решения с матерью, а мною пренебрегает. Как это плохо, дорогие мои. Я еще раз повторю то, что уже говорил вам прежде. Священное Писание, Слово Божие, Дух Божий устами Адама (подумайте только, насколько древнее это установление!) говорит нам то, что в дальнейшем было повторено и обновлено Господом нашим Иисусом Христом в Новом Завете: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт 2, 24; Мф. 19, 5). Поразмыслите-ка над этим. Нужно «оставить».

Кажется я уже рассказывал вам, как однажды беседовал на эту тему с одним офицером. Он всегда приезжал к нам в монастырь без жены, поэтому я спросил, женат ли он. Офицер ответил: «Конечно». Это может показаться странным, но он всегда приезжал со своей матерью, оставлял ее в машине возле монастыря, а сам шел на охоту. Бедняжка-мать сидела в машине одна и ждала, пока он вернется с охоты и они поедут домой. Очень странное поведение для взрослого мужчины, тем более офицера. И вот однажды я спросил его, почему он никогда не берет с собой жену. В ответ он стал приводить богословские аргументы... У него были претензии к апостолу Павлу, который говорил: «Сего ради оставит человек отца своего и матерь» (Еф. 5, 31). За это он сердился на апостола Павла. Было видно, что у него нехорошие отношения с женой и нездоровая привязанность к матери. Учитывая, что он всюду возил ее за собой, такая ситуация была вполне естественной.

И тогда я ему объяснил, что слово «оставить» не означает бросить мать и отца на произвол судьбы, потому что это будет противоречить заповеди о почитании родителей, но такое «оставление» относится к психологической связи. После того, как у вас появилась жена, вы с ней — единое целое. Никто не должен встать между вами. Вы должны хранить взаимопонимание и не можете прилепляться душой к отцу или матери в ущерб вашей семейной жизни. Вы, конечно, будете советоваться с родителями, поскольку у них большой жизненный опыт, но вы не должны позволять им вмешиваться в вашу личную жизнь и в ваши решения. Он не мог этого понять и очень злился..., но оставим его, все это дела давно минувших дней.

Пользуясь случаем, я скажу вам еще одну вещь, хоть это и не совсем относится к теме нашего разговора. Когда некоторые дети покидают родителей, чтобы посвятить себя Богу и уйти в монастырь, знаете, к чему взывают родители? Они апеллируют к заповеди: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20, 12). Они не понимают, что к монашеству относятся те же слова, что и к браку: «Посему оставит человек отца и мать» (Мф. 19, 5). В чине пострига звучат такие слова: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37). Это сказал Сам Христос. Но люди этого не понимают.

Если человек идет в монастырь, это не значит, что он презирает своих родителей, что он их не любит. Я бы сказал, что больше других любит своих родителей тот из детей, кто молится за них денно и нощно, посвятив себя Богу, а не тот, которому мы отдадим много имущества, поля, деньги, дома, и который в конце концов даст нам пинка и оставит нас умирать на улице. Родители не могут понять, что одно дело — заповедь о почитании родителей, а другое — психологическая отстраненность от них. И вот эта болезненная привязанность к родителям во взрослые годы создает очень много проблем: часть разводов происходит именно потому, что жена или муж слишком привязаны к отчему дому. Поэтому я просил бы вас быть осторожными. Когда ваши дети вырастут, они по-прежнему будут любить вас, потому что они так воспитаны с детства. Напоминать им о любви к родителям было бы неуместно и даже смешно. Но если вы увидите, что между вами есть излишняя привязанность, вы должны дать им свободу, чтобы они были хозяевами в собственном доме; вы не должны вмешиваться в их личную жизнь. Вы можете дать совет, если вас спросят, но не более.

К счастью, жены Иакова согласились со своим мужем, хотя могли бы не согласиться, и тогда, как вы понимаете, это было бы очень болезненно для Иакова. После того, как решение было принято, состоялся отъезд. Они собрали свои пожитки, причем все было сделано тайно, погрузили их и уехали.

Поступили ли они правильно, совершив этот, по сути, побег от родных? Позвольте, я объясню вам. Некоторое время спустя, встретив их на дороге, Лаван будет упрекать их в этом, намереваясь насильно вернуть их назад. Лаван так и скажет: «Зачем вы сбежали?» (ср. Быт. 31, 26). Но это естественно. Если ты, господин тесть, создал такие условия в доме, что твой зять стал твоим пленником, по сути попал в психологический плен, то вполне естественно, что человек убежал от тебя, желая жить самостоятельной и зрелой жизнью. Одобряет ли этот побег Священное Писание? В Писании часто упоминаются и отрицательные поступки — просто для истории, но это не означает, что они считаются правильными. Например, если Сара сказала ложь, это не значит, что Бог ее одобряет; или когда Авраам солгал в Египте, это не значит, что его обман был угоден Богу. Писание просто фиксирует, что это произошло как некий свершившийся факт. Но что касается бегства Иакова, Бог одобряет его, мои возлюбленные. Да, Бог поддерживает его. Ибо в этот тяжелый момент, когда Лаван и его сыновья злились на Иакова, кто сказал, что ему надо уйти? Это сказал ему Бог. [...]

Здесь мы можем коснуться толкования того места из послания апостола Павла, где он говорит: «Отцы, не раздражайте детей ваших» (Еф 6, 4). Что это за раздражение?

Очень часто дети сердятся на родителей, когда те их наказывают. Но наказание, как правило, носит воспитательный характер. О нем ли говорит слово Божие? Разве не бывает так, что Сам Бог посылает некое бедствие для вразумления народа, а люди не понимают этого и изрыгают хулу? Скажешь, Бог раздражает людей? Прекрати! Да не будет… Помню, как однажды отец побил меня за какой-то проступок, а я разозлился на него и тихонько шептал: «Я тебе покажу...». Что мы можем на это сказать? Что мой отец прогневал меня, а потому он находится под осуждением Слова Божия, где говорится, что родители не должны раздражать своих детей? Это не так, дорогие мои. Единичное наказание не является тем «раздражением», о котором говорит Слово Божие. Речь идет о тактике, о манере поведения родителей, которая доводит детей до состояния постоянного негодования и гнева на них. Позвольте привести вам примеры.

Одним из таких примеров, в первую очередь, является Лаван, который доходит великого жестокосердия, но желает казаться праведным и лицемерно прикрывает свою жестокость вежливыми и любезными словами. Его бессердечие и корысть вызывают возмущение зятя и дочерей. Они разгневались на него до такой степени, что сказали: хватит уже, наконец...

Другой случай.

Если отец каждый день приходит домой пьяный и избивает мать, дети будут испытывать возмущение, ненависть и отвращение к такому отцу.

Когда отец богохульствует в доме, это тоже вызовет у детей возмущение.

То же самое касается и тех случаев, когда отец гуляет то с одной, то с другой, или когда он расточителен или ленив и не заботится о том, чтобы собрать детям денег на свадьбу или дать им образование, и оставляет их без гроша, нимало не беспокоясь о том…

Я думаю, что именно это имеет в виду Слово Божие, когда говорит: «Отцы, не раздражайте детей ваших» (Еф 6, 4). Это не относится к легким шлепкам или наказаниям в воспитательных целях, это другое. Конечно, я не хочу сказать, что надо лупить ребенка с утра и до вечера, потому что это уже не строгость и воспитание, но жестокость, которая также недопустима.

И когда они приготовились, «встал Иаков, и посадил детей своих и жен своих на верблюдов, и взял с собою весь скот свой и все богатство свое, которое приобрел, скот собственный его, который он приобрел в Месопотамии» (Быт. 31, 17-18). При отъезде Рахиль похитила несколько идолов, которые были у ее отца (Быт. 31, 19). Как Рахиль удалось это сделать и остаться незамеченной?

Они воспользовались благоприятным случаем для побега. Лаван ушел стричь овец, а поскольку его стадо находилось в трех днях пешего пути, за это время им удалось быстро собраться и уйти. И когда отца не было в доме, Рахиль украла его идолов.

Что это были за идолы? Это были статуэтки в облике человека — мужчины или женщины, например богиня Астарта или Ваал. Я называю эти божества просто ради примера, потому что их культ, как известно, был позже.

Кому поклонялись в то время в Месопотамии, в земле Харран, я сейчас не могу сказать, я не знаю. Известно, что у них были боги семьи, отвечающие за благополучие домашнего очага. Им обычно поклонялись в семье, и они считались священными символами, присутствие которых обеспечивало защиту и благословение дома. Такой обычай был у всех язычников, он был и у древних греков, у которых тоже были свои боги домашнего очага. Вплоть до нашего времени некоторые символы такого рода сохраняются в наших домах. Несмотря на то, что мы христиане, это перешло и в нашу повседневную жизнь…

Такие великие отцы, как святитель Иоанн Златоуст (почитайте его проповеди и вы увидите это), постоянно обличают эти обычаи и сокрушаются о них.

Все отцы нашей Церкви скорбят о своей христианской пастве, которая не до конца познала Христа. В наше время тоже проводятся языческие мероприятия, которые невероятно ущербны. Это неоправданная попытка воскресить то, что уже давно следовало предать погребению. Я назову вам самый характерный из них — праздник Анастенарья, когда разжигаются костры и люди проходят по горячим углям. Есть и немало других обычаев такого рода, например, карнавалы в Козани. Все эти обычаи финансируются государством как «традиционные мероприятия». Дорогие мои, многие вещи могут считаться традицией, однако бывают и плохие традиции, которые непременно следует искоренить. К ним относится все то, что возвращает нас ко греху, к идолопоклонству, и несовместимо с христианской верой.

Так вот, Рахиль крадет идолов своего отца, но не говорит об этом мужу, а прячет. Почему она спрятала их? Иаков не был идолопоклонником и он запретил бы ей это делать по двум причинам. Во-первых, он не захотел бы держать идолов у себя в доме. А во-вторых, он не позволил бы ей обокрасть своего отца. О безукоризненной честности Иакова свидетельствуют его слова, сказанные позже Лавану (ср. Быт. 31, 37-42).

«И ушел со всем, что у него было; и, встав, перешел реку и направился к горе Галаад» (Быт. 31, 21).

На третий день после побега Иакова Лавану сообщили, что Иаков ушел (ср. Быт. 31, 22). И тогда Лаван «взял с собою [сынов и] родственников своих, и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад» (Быт. 31, 23). Как только Лаван узнает о бегстве Иакова с домочадцами, он созывает свою многочисленную родню и они все вместе пускаются в погоню — конечно, верхом на животных — чтобы схватить беглецов и силой вернуть их обратно…

Эта погоня за беглецами со всей родней имеет особое символическое значение. Когда юноша или девушка хочет посвятить себя Богу, а родители ему не дают, он (или она) убегает из дома. Хорошо это или нет? Мы уже говорили об этом, давайте не будем повторять сказанное вновь. Конечно же, это хорошо, и мы уже говорили почему. Итак, он убегает. И что тогда делает отец? Он собирает против сбежавшего ребенка всю семью, всех друзей и знакомых. И они ищут его, а когда находят, хотят вернуть его силой, осыпают угрозами и даже обращаются в суд, только бы добиться его возвращения в дом. Они приводят тысячи аргументов и главным из них является то, что ребенок нарушает заповедь о почтении к отцу и матери. Ты ушел в монастырь, а сам пренебрег этой заповедью, как же теперь благословит тебя Бог… а также много других бессмысленных аргументов, которым не будет конца.

Этим же занимается сейчас и Лаван: он привлекает свою родню к нападению.

За день до того, как Лаван пришел на встречу с Иаковом, Бог явился ему и сказал: «Берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого» (Быт. 31, 24). Разве Бог не мог помешать Лавану вообще покинуть свою страну? Однако же Он не делает этого. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Откуда Иакову и его женам было узнать, что Бог их защищает?». Когда все они были напуганы при виде Лавана и его спутников, сам Лаван признается, что не может причинить им вреда, потому что ночью ему явился Бог и заповедал не делать Иакову зла: «Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал: берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого» (Быт. 31, 29). Итак, мы видим, возлюбленные, непосредственное вмешательство Самого Бога, происходит чудо.

Лаван сразу же укоряет и обвиняет Иакова.

«Что ты наделал?» — резко бросает он ему при встрече. Как вы видите, в таких ситуациях люди не здороваются друг с другом… Они сразу начинают выяснять отношения в жестких тонах.

«Для чего ты обманул меня и увел дочерей моих, как плененных оружием?» (Быт. 31, 26). Лаван сразу же приступает к обвинениям. Но постой, разве не сказал тебе Бог: не произноси ни слова худого? Конечно, Бог имел в виду и другое: чтобы Лаван удержался от избиения беглецов и от насильственного возвращения их домой. Это повеление было исполнено. И все же Лаван не удержался от оскорблений. Он предъявляет Иакову два обвинения. Первое — что он убежал, не сказав ему об этом ни слова, а второе — что Иаков его обокрал. И Лаван добавляет к этому уговоры и обещания (давайте не будем забывать о тактике «кнута и пряника»). Точно так же разговаривают родные и с теми детьми, которые уходят из дома, чтобы посвятить себя Богу, — перемежают угрозы и обещания всяческих благ.

«Зачем ты убежал тайно и укрылся от меня, и не сказал мне? я отпустил бы тебя с веселием и с песнями, с тимпаном и с гуслями» (Быт. 31, 27). Если бы ты сказал мне об отъезде, — говорит он, — я бы торжественно проводил тебя в дом твоего отца, с музыкой и оркестром. Вы только посмотрите на это… А теперь скажи честно, Лаван, неужели все было бы так?

Помню, как однажды некая мать, которая очень хотела выманить своего сына из монастыря, пообещала ему, что отправит его на учебу в Европу. Будет излишним вам говорить, что когда он покинул монастырь, она, конечно же, не отправила его ни в Европу, ни куда-то еще. Это все громкие слова только для того, чтобы достичь своей цели. Так поступали гонители по отношению к христианам. Они перемежали угрозы и лесть. Если угрозы не действуют, сработает лесть. Если лесть не поможет, подействует угроза. Счастлив тот христианин, который не боится угроз и равнодушно относится к лести.

Но, дорогие мои, время нашей беседы прошло, и, даст Бог, мы продолжим в следующий раз.

†. Во славу Святого Бога Троицы

Архимандрит Афанасий Митилинеос.

► 36-я беседа по книге Ветхого Завета «Бытие».
► 36η ομιλία στο βιβλίο της Π. Διαθήκης " Γένεσις ".

►Όλες οι ομιλίες της Κατηγορίας :
" Γένεσις " εδώ ⬇️
https://arnion.gr/index.php/palaia-diauhkh/genesis
↕️
https://youtube.com/playlist?list=PLxBsMI6pr40rClT2Mk7zJ5r_c115WmmRp

Расшифровка магнитозаписи беседы :
http://myrophoros.blogspot.com/?m=1
🇬🇷⤵️Ολόκληρη η ομιλία :
https://athanasiosamvonas.blogspot.com/2023/02/blog-post_25.html?m=1

🔸Λίστα ομιλιών της σειράς
«Γένεσις».🔻
https://drive.google.com/file/d/167JrGkQ4SjNscguk3vvunUHa3rnAOkyI/view?usp=drivesdk

🔸📜 Απομαγνητοφωνημενες ομιλίες της σειράς «Γένεσις».🔻
https://athanasiosamvonas.blogspot.com/search/label/%F0%9F%94%B9%CE%93%CE%AD%CE%BD%CE%B5%CF%83%CE%B9%CF%82.?m=1

💠Πλήρης απομαγνητοφωνημένες σειρές ομιλιών (Βιβλία).
https://athanasiosamvonas.blogspot.com/search/label/%F0%9F%92%A0%CE%A0%CE%BB%CE%AE%CF%81%CE%B7%CF%82%20%CE%B1%CF%80%CE%BF%CE%BC%CE%B1%CE%B3%CE%BD%CE%B7%CF%84%CE%BF%CF%86%CF%89%CE%BD%CE%B7%CE%BC%CE%AD%CE%BD%CE%B5%CF%82%20%CF%83%CE%B5%CE%B9%CF%81%CE%AD%CF%82%20%CE%BF%CE%BC%CE%B9%CE%BB%CE%B9%CF%8E%CE%BD%20%28%CE%92%CE%B9%CE%B2%CE%BB%CE%AF%CE%B1%29.?m=1

🔸Επεξηγηματικό βίντεο Ασπάλαθου.
https://youtu.be/8tNfAHRkTCk

__⬇️Playlist "Ασπάλαθου".⬇️__
https://aspalathos21.blogspot.com/2021/07/blog-post_83.html?m=0

📃Απομαγνητοφωνημένες ομιλίες του πατρός Αθανασίου. ⬇️
https://athanasiosamvonas.blogspot.com/2021/04/blog-post_15.html?m=1

📜 Αποσπάσματα ομιλιών πατρός Αθανασίου ⬇️
https://athanasioslogos.blogspot.com/?m=0

__⬇️ Facebook ⬇️__
https://www.facebook.com/groups/1637818926362004/?ref=share

Κατάλογος ομιλιών πατρός Αθανασίου Μυτιληναίου.
https://drive.google.com/file/d/1JmrxaObMVyTA4_pS5yuMaQdoBf8-LwBP/view?usp=drivesdk

†.Πρός Δόξαν τοῦ Ἁγίου Τριαδικοῦ Θεοῦ.